Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 36 г. Томска
20.04.2024, 02:42

/ Страничка психолога / Психолог среднего звена / Диагностика «Стратегия семейного воспитания».

Диагностика «Стратегия семейного воспитания».

Инструкция: из четырех вариантов выберите самый предпочтительный.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

  1. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, но задумывался об этом.

  1. Какое суждение о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться. (Эдгар Хоу.)
Б. Цель воспитания – научить детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве.)
В. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер.)
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному. (Томас Фуллер.)

  1.  Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их жизнь сама научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное – позаботиться о том, чтобы оградить их от проявления безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

  1. Как вы обычно поступаете, когда требуется ребенку дать деньги на карманные расходы?

А. Если просит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Некоторую сумму выделяем на определенный срок, а потом расходы мы обычно обсуждаем в доверительной беседе.

  1. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А.Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснять отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более, что их обиды не долгие.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше всего вести себя в таких ситуациях.

  1.  Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

  1. Ваш ребенок-подросток хочет провести время на даче у друга, где соберется компания его сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы его?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю его товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Он вполне разумный человек, чтобы самому принять решение. Хотя, конечно, в его отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

  1. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

  1. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.

Обработка результатов.



1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


Авторитетный


Б


В


В


Г


В


Г


А


Б


Г


Б


Авторитарный


А


А


Г


В


Б


Б


Б


А


А


А


Либеральный


В


Б


Б


Б


А


А


Г


В


В


В


Индифферентный


Г


Г


А


А


Г


В


В


Г


Б


Г



Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в семье определенный стиль воспитания. Если среди ответов не преобладает какая-то категория, то речь, вероятно, о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением.

Авторитетный стиль. Родители осознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признается право на саморазвитие. Трезво понимается, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях, вероятно, очень
категоричны и неуступчивы. Не удивительно, что ребенку порой неуютно под родительским контролем.

Либеральный стиль. Родители высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются первостепенными, поскольку у родителей иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку со стороны родителей.

МАОУ СОШ № 36       E-mail: school36@education70.ru